Конкурентные преимущества
Competitive advantages, 竞争优势
Конкурентные преимущества – это такие характеристики продукции предприятия, которые позволяют ему опережать конкурентов по показателям рентабельности и устойчивости его рыночной позиции.
Конкурентные преимущества формируются как материальными, так и неосязаемыми активами предприятия и проявляются в более высоком качестве предлагаемых рынку товаров и услуг.
До настоящего времени дискуссионным остается вопрос о соотношении сравнительных и конкурентных преимуществ. Он принимает форму вопроса - можно ли иметь сравнительные преимущества и при этом не обладать конкурентными и наоборот?
С "нейтральной" точки зрения понятия являются содержательно тождественными. Её сторонники зрения одинаково относятся к обоим понятиям и сфере их применения как инструментам экономического анализа. По их мнению, вопрос о соотношении этих понятий носит надуманный, искусственный характер, а потому может быть квалифицирован как "игра в понятия".
С "практической" точки в связке "сравнительные - конкурентные преимущества", определяющую роль играют конкурентные преимущества. Именно они лежат в основе расчета конкурентоспособности предприятия, региона, национальной экономики. Что касается сравнительных преимуществ, то это узкий академический термин, который относится исключительно к экономической теории и в практическом плане имеет ограниченные операционные возможности. Это означает, что если есть конкурентные преимущества, то есть и сравнительные преимущества.
Сторонники "уровневого подхода" (Караиванов А., Фокин Н.) доказывают, что эти понятия содержательно пересекаются, но каждое из них в отдельности является самодостаточным и используется на разных уровнях экономического анализа.
Содержательное пересечение выражается в том, что в определении как сравнительных, так и конкурентных преимуществ конституирующим элементом является сравнение. Для сравнительных преимуществ этот вывод самоочевиден. Что касается конкурентных преимуществ, то они фокусируются в способности товара выдержать конкуренцию, то есть выдержать сравнение с аналогичным товаром других производителей.
Самодостаточность понятий выражается в том, что на макроэкономическом уровне более широкими операционными и аналитическими возможностями обладают сравнительные преимущества. На макроэкономическом уровне сравнительные преимущества образуют фундамент конкурентных преимуществ. Но фундамент - это еще не конкурентные преимущества, их только предстоит построить. Отсюда в принципе возможна ситуация, когда сравнительные преимущества не перетекают в конкурентные.
В то же время на микроэкономическом уровне более широкими операционными и аналитическими возможностями обладают конкурентные преимущества.
Сравнительные и конкурентные преимущества имеют и разный временной лаг. Сравнительные преимущества имеют долгосрочный характер, в то время как конкурентные в большей степени связаны со среднесрочным и краткосрочным периодами.
Конкуренция Эмбарго Эффект усиления Эффект джей-кривой Неомеркантилисткая модель Победа Модель внешней торговли
Операционный, Практика, Услуга
Operational, Practice, Service